При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Оправдаются ли надежды на рост российской экономики за счет малого бизнеса.
С начала нынешнего экономического кризиса было произнесено немало красивых слов о том, что кризис – это время возможностей для бизнеса. А поскольку под жесткие международные санкции в этот раз попадают в основном крупнейшие российские компании, то к изрядно надоевшим словам о «времени возможностей» добавились и прогнозы того, что в ближайшие годы российская экономика будет расти за счет активного развития малого и среднего бизнеса. Такой сценарий и в самом деле возможен. Ведь доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в российском ВВП составляет всего 20%, в то время как в развитых странах превышает 50%. Однако, судя по последним опросам бизнесменов, владельцы малых компаний пока не испытывают большого прилива оптимизма.
По результатам опроса МСБ маркетплейса «Сравни» и сервиса Platforma, объем работ сократился во 2 квартале у 34% компаний, что привело к падению выручки. Компании сокращают расходы, в том числе – за счет увольнения сотрудников, в прежнем составе работают всего 21% опрошенных компаний. Причем процесс сокращения расходов еще не закончен – две трети компаний намерены его продолжать.
По опросу фонда «Общественное мнение», негативное влияние санкций уже ощутили 73% опрошенных бизнесменов. Среди проблем, на которые жаловались бизнесмены, 46% рассказали о снижении числа заказов и клиентов, 41% отметили рост издержек и цен на товары и материалы, у 39% бизнесменов возникли проблемы с поставками.
Если у вас мало доверия к результатам опросов – можете сами пройтись по торговым центрам, посмотреть на то, сколько небольших магазинчиков и разного рода сервисов закрылось за последние полгода или поговорить с любым знакомым владельцем небольшого бизнеса.
Конечно, многое в перспективах развития компаний МСБ зависит от того, в какой отрасли и в каком регионе работает та или иная компания. Некоторые компании, в первую очередь из отраслей оказания услуг, развлечений и путешествий подошли к нынешнему кризису в не лучшей форме, так как только-только начали оправляться от съедавших их выручку в 2020-2021 годах карантинных ограничений.
Проблемы производственных компаний не настолько на виду, как у торговых предприятий или компаний оказания услуг. Тем не менее, многие производственники заявляют о том, что в 2022 году их компании столкнулись с необходимостью срочно искать замену западным материалам и комплектующим, причем в условиях серьезных проблем с международной логистикой. Трудности возникли и у тех компаний, которые были ориентированы на поставку сырья, материалов или деталей для локализованных в России западных производств. Ведь владельцы многих производств приняли решение уйти с российского рынка.
Серьезно меняют свое потребительское поведение и россияне. Реальные доходы очень немногих семей выросли с начала кризиса. При этом ситуация на рынке труда в ближайшие месяцы будет ухудшаться. Компании, покидающие Россию, прекратят выплачивать зарплату и перейдут к сокращениям сотрудников. Впрочем, многие российские семьи начали экономить заранее, стараясь сделать сбережения на случай потери работы, сокращая расходы на товары и услуги. Это тоже ударит по небольшим компаниям, которые, например, продают одежду или косметику, заняты строительством, ремонтом квартир и оказанием разного рода услуг, без которых в кризис многие россияне вполне могут обойтись. Салоны красоты, фитнес-центры, бары и рестораны – все эти предприятия могут почувствовать на себе изменившиеся привычки миллионов россиян.
Имеется в проблемах малого бизнеса и региональная специфика. Бизнесу в депрессивных российских регионах выживать значительно сложнее, чем в крупнейших мегаполисах. С другой стороны, и количество компаний малого и среднего бизнеса, работающих в наиболее пострадавших от кризиса отраслях, значительно больше в Москве и Петербурге, чем в депрессивных регионах страны. Поэтому закрытых в кризис компаний в мегаполисах в итоге тоже окажется немало.
Интересная ситуация сложилась с финансированием небольших компаний. В начале кризиса минувшей весной бизнесмены активно делали запасы импортных товаров, сырья и комплектующих, опасаясь резкого скачка цен и проблем с доступностью товаров из западных стран. Свободные средства для этого были на счетах далеко не у всех компаний. А при ключевой ставке Центробанка в 20% годовых коммерческие кредиты банков стали слишком дорогими для многих бизнесменов, кредиты по таким ставкам брали только в совершенно безвыходных ситуациях и на очень короткий срок. Зато большим спросом пользовались льготные кредиты с дотируемыми государством ставками. Были запущены сразу несколько госпрограмм льготного кредитования – Минэкономразвития, Корпорации МСП, Банка России и Минсельхоза.
В результате около 80% компаний МСБ в нынешний кризис воспользовались мерами государственной поддержки. Наиболее востребованными оказались льготные кредиты, кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Те компании, у которых нет в достаточном количестве залогового имущества для получения кредита в банке, для получения ссуды могли воспользоваться поручительством Корпорации МСП или региональных гарантийных организаций.
Сейчас в портфелях банков льготные госкредиты составляют от 40% до 60% от общего объема кредитных портфелей малому и среднему бизнесу. А по данным Центробанка, за 1 полугодие 2022 года объем кредитного портфеля компаниям МСБ вырос на 17% до 8,5 трлн. рублей. Без выдачи кредитов по льготным ставкам объемы кредитных портфелей бы заметно сократились. Причем по словам банкиров если весной предприятия оформляли кредиты в основном на текущие нужды, в том числе на закрытие кассовых разрывов, то летом все чаще кредиты получают на расширение бизнеса и закупку оборудования.
Конечно, некоторые из кредитующихся компаний не смогут справиться с трудностями. В результате банкам придется заняться продажей залогов и списывать часть невозвратных долгов за счет прибыли. Проблемы небольших компаний по цепочке бизнес-связей передадутся не только банкам-кредиторам, но и бизнес-партнерам, в том числе более крупным компаниям. Например, во время карантинных ограничений торговые центры недополучили примерно половину арендного дохода.
Смогут ли небольшие компании не только выжить, но и перестроить свой бизнес под новые экономические реалии? Кто из бизнесменов сможет реализовать открывающиеся возможности по замещению уходящих с российского рынка компаний? Это мы узнаем в начале 2023 года.
обсуждение