При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как скажутся отставки в надзорном блоке Центробанка на банках и их клиентах?
Зампред Центробанка Михаил Сухов, обучая банкиров правильной работе на форуме в Сочи в начале сентября, похоже, не подозревал, что ему самому осталось работать считанные дни. Вполне возможно, об этом тогда не знала даже глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Однако с 17 октября в руководстве Центробанке произошли серьезные перемены. Уволены курировавший финансовое оздоровление проблемных банков и надзор за крупнейшими в России и потому системно значимыми банками Михаил Сухов, а также первый зампред Центробанка Алексей Симановский, который курировал банковский надзор в целом.
Банковский надзор теперь будет курировать первый зампред Центробанка Дмитрий Тулин. Он известен не только своей многолетней работой в ЦБ, но и жесткой критикой сложившейся системы надзора. На своих местах остаются зампред Василий Поздышев, который будет отвечать за банковский надзор, и Владимир Сафронов, который руководит главной инспекцией надзора.
Впрочем, без работы оба экс-зампреда регулятора не останутся. Алексей Симановский будет советником Эльвиры Набиуллиной. Любопытно, что Михаил Сухов переходит работать зампредом в ВТБ. Надзор за которым, в числе других системно значимых банков, он сам курировал в Центробанке.
Что же произошло в Банке России за эти несколько недель? Вряд ли мы сможем когда-нибудь это точно узнать. Если в случае Симановского отставку можно связать с возрастом, то с Суховым даже эта причина не подходит.
Аналитики международного рейтингового агентства Fitch подсчитали, что в 2013–2015 годах государство потратило 3,3 трлн. рублей (!) на поддержку и чистку банковского сектора. Половина этой суммы ушла на капитализацию работающих банков, остальное - на спасение обанкротившихся банков и выплаты их вкладчикам.
Слишком позднее реагирование на проблемы в банках, громкие банкротства крупных банков, выявленные многомиллиардные искажения банковской отчетности и фактическое исчерпание фонда Агентства по страхованию вкладов - все это красноречиво говорит, что качество банковского надзора Центробанка было далеко от идеального и нуждалось в серьезном улучшении.
Можно только предположить, что каким-то образом серьезные перемены в силовых ведомствах сделали возможными и даже неизбежными перемены в надзорном блоке Центробанка. Недаром ведь появилась информация об участии полковника-миллиардера Дмитрия Захарченко в выводе 26 млрд. рублей активов из Нота-банка.
Оправданы ли надежды многих банкиров на то, что со сменой руководства надзорного блока Центробанк сделает надзор не только более внимательным к нарушениям, но и более дружественным к честному банковскому бизнесу?
Отчасти, наверное, да. Безусловно, Центробанк не заинтересован в сокращении числа банков еще вдвое. И вполне возможно, что во время комплексных проверок сотрудники ЦБ станут выдвигать банкирам пусть и жесткие, но все же выполнимые требования. Но это вовсе не значит, что регулятор смягчит свою политику отзыва лицензий у банков, которые банками по своей сути давно быть перестали.
Но все вопросы надзора пока больше волнуют владельцев и руководителей банков и их сотрудников. Для рядовых же клиентов банков – как частных лиц, так и руководителей предприятий, смена надзора не принесет быстрых и серьезных изменений. Ведь расчистка банковского рынка от банков-зомби пока не закончена.
Однако со временем изменения в характере надзора наверняка почувствуют и банковские клиенты. В первую очередь улучшение качества надзора выразится в том, что клиенты-юрлица перестанут терять свои средства на расчетных счетах во время криминальных банковских банкротств. Спокойнее смогут хранить в частных банках деньги и крупные частные вкладчики.
С огромной вероятностью линия Центробанка на зачистку банковского сектора будет продолжена. А отставки в надзорном блоке можно рассматривать скорее как наказание за прошлые реальные и мнимые ошибки, чем как смену курса регулятора.
Сделанные на днях заявления зампреда Центробанка Василия Поздышева об этом прямо говорят. «Мы понимаем, что все движется очень быстро: с созданием службы анализа рисков мы предполагаем получать информацию от банков практически в онлайне. Мы начнем с ежемесячного режима получения информации по кредитным портфелям… Нашим следующим шагом будет получение от банков данных в режиме скачивания операционного дня, то есть надзор выйдет в реальный онлайн».
Банкирам стоит приготовиться не просто к ужесточению надзора, а к тому, что регулятор будет заглядывать в каждый темный банковский уголок.
Если процесс обмена информацией с Центробанком и ее анализ удастся автоматизировать, то нагрузка на сотрудников банков возрастет некритично. А вот если нет – то трудозатраты банков на общение с регулятором могут существенно возрасти. Но где регулятор возьмет необходимое число сотрудников высокой квалификации, необходимых для анализа лавины новой отчетности? Автоматизировать же процесс анализа – чрезвычайно сложное дело. Ведь перед постановкой задачи IT-подразделению специалистам Центробанка нужно выявить необходимые закономерности и составить четкий и детальный алгоритм анализа поступающей информации.
Клиентам и сотрудникам других участников финансового рынка нужно готовиться к тому, что будет ужесточен и упорядочен надзор и за ними. Ведь новая структура надзора Центробанка будет постепенно становиться единой для всех участников финансового рынка.
Совсем небольшие сегменты – тот же финтех – еще не считаются Центробанком опасными и им пока предоставлена относительная свобода для развития. А вот страховым компаниям, негосударственным пенсионным фондам, микрофинансовым организациям и прочим участникам финансового рынка рекомендую крайне внимательно следить за действиями регулятора. Ведь с ними набивший синяков и шишек на расчистке банковского сектора Центробанк вряд ли будет особенно нежен.
обсуждение