При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Но так ли будут востребованы платёжные стикеры?
Примерно в двадцатых числах января сразу несколько банков выпустили релизы о выпуске платёжных стикеров. Речь идёт об NFC–стикерах. NFC (Near Field Communication, беспроводная передача данных малого радиуса действия)-стикер – это обычная пластиковая карта в миниатюре, которая приклеивается в нижней части спинки смартфона, поперёк. Смысл в том, чтобы клиент получил некий суррогат так полюбившимся Apple или Google Pay’s. Или сказать ещё проще: чтобы не расплачиваться обычной картой, а как бы всё теми-же pay’s.
Помнится, сразу после ухода из страны недружественных ныне корпораций, наши предприимчивые соотечественники принялись наклеивать на спинки смартфонов силиконовые кармашки и вставлять туда обычные карточки. Получалось типа «как pay’s» – кто там, со стороны, разберёт? Я встречал кармашки даже с таким красноречивым названием «А мне пофег». Именно, почему-то через Е, может быть, опасаясь закона против обсценной лексики?! Не суть.
Так вот, несколько месяцев спустя банки, один за другим, объявили о запуске «нового финтех–продукта» и о предварительных заказах «на миллионы штук». Что ж, обычный маркетинговый трюк, на который купился и я. Разве я не типичный потребитель?! Я сразу же написал в поддержку, но выяснилось, что стикеры только-только готовятся к выпуску. «Мы обязательно вам сообщим», пообещали. Но спустя дней десять – я и забыл уже – пришло сообщение, что банк таки одобрил мне выпуск бесплатного стикера. Радости не было предела.
До тех пор, пока я не стал пользоваться этой новой игрушкой.
«Выигрывает тот способ оплаты, который проще. С минимумом итераций»
Банкиры любят поговорить о клиентском пути. Например, стандартный клиентский путь при оформлении, допустим, банковской карты занимает 5-6 кликов или шагов, или итераций. И если разработчикам, маркетологам, юристам и пиарщикам удаётся сократить путь до 4-5 кликов, то это считается достижением. Я серьёзно: банки уже давно конкурируют за клиента не продуктами и услугами, а количеством кликов и облегчённостью форм для заполнения. И это очень хорошо – потому что, наконец это случилось. Случилось, что спустя 10-15 лет всеми инновациями от банка – законодателя мод в нашей стране, теперь могут воспользоваться все, кто пожелает. Как говорится, все банки добежали. Да, годы, годы, но добежали же! Сегодня почти каждый уважающий себя (и клиентов) банк, например, доставляет карту, имеет приложение и прочее. Здорово. И даже кешбэк есть у каждого.
Вы не поверите, о чём я расскажу.
Примерно год назад я был на экскурсии в одном крупном розничном банке – иностранной дочке, между прочим. Нас поводили по офису, завели в отдельную комнату. Это была особенная комната, поскольку в комнатах сидят теперь только начальники или какие-то особенные сотрудники. Потому, как весь обычный офисный люд сидит в большущей комнате, называемой ещё open space. Так вот, в этой комнате сидели несколько человек, креативная команда, как нам представили. Эта команда особенная, занимается креативом. То есть инновациями. Мне стало жутко интересно, я замер – что же придумал этот довольно известный и такой современный (судя хотя бы по оформлению офиса) банк? Пока наш сопровождающий торжественно не объявил, что команда сумела менее, чем за 8 месяцев запустить проект по… доставке карт клиентам (!). Ну, знаете, в то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной...эти креативные люди сделали, наконец-то, доставку карт. В конце концов, лучше поздно, чем никогда.
Я ведь не спорю. Нужно проделать массу работы: написать скрипт для оператора – если клиент заказывает по телефону. Нужно сделать целый раздел на сайте. Решить вопрос, где штамповать саму карту. Логистику продумать. Нанять представителей, обучить их и всё прочее. Наконец, согласовать каждый шаг и всё вместе по 10 раз со всеми службами и департаментами. Да, это большая работа, только вот ни разу не инновация. А, как теперь говорят, must have – то, что нужно иметь и особо не кичиться этим.
Но я отвлёкся. Ведь как ни крути, но благодаря вот таким вот ребятам с нестандартным мышлением банки теперь конкурируют между собой за клики.
И мне захотелось посчитать эти самые клики и не только. Плюсы и минусы. Вот, что получилось:
Действия |
Pay’s |
NFC-стикер |
Система Быстрых Платежей |
Обычный бесконтактный пластик |
---|---|---|---|---|
Вынуть телефон |
Да |
Да |
Да |
Не требуется |
Открыть приложение |
Да |
Не требуется |
Да |
Не требуется |
Приложить к pos-терминалу |
Да |
Да |
Поднести камеру к QR-коду |
Да |
Ожидание оплаты |
Менее секунды |
Более секунды |
Менее секунды |
Менее секунды |
Особенности при оплате |
|
Телефон нужно поднести к левой верхней части терминала |
|
Контакт происходит буквально ещё на пути к экрану терминала |
Стоимость |
Бесплатно |
700 рублей* |
Бесплатно |
700 рублей |
Подтверждение платежа |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
* Вы заказываете обычную карту и если хотите, заказывайте к ней ещё и дополнительную карту – NFC-стикер за дополнительные 700 рублей.
Выигрывает тот путь (способ оплаты), который пройти проще всего, потому что он короче. И не верьте рекламе.
Но это ещё не всё: главное – в деталях, как водится.
На кассе я, уверен, как и миллионы покупателей, в первую очередь вытаскиваю карту лояльности – об этом нам не забывают напомнить кассиры. Первое, после приветствия и неизменного «Вам пакетик нужен?» нас спрашивают про «карту магазина». А карта магазина находится в портмоне рядом с банковской картой. Но вместо этого, мне приходится закрыть и убрать бумажник, а потом вытащить телефон… Получается вот такой длинный-длинный путь к заветной оплате. Теперь о самой оплате. К пришедшему от банка NFC-стикеру прилагалась инструкция, где особый акцент делался на… правильном использовании стикера. Оказывается, телефон нужно поднести к левой верхней части pos-терминала, точнее даже с левого бока поднести, поскольку считыватель терминала находится в этой зоне. Помимо этого, нужно… подождать. Да, в инструкции так и написано: «нужно подождать».
«Я стою и глажу тыльной стороной телефона левую часть pos-терминала. Под недоумённым взглядом продавца. Смущённо улыбаюсь»
Не знаю, как у вас, но мой опыт использования стикера крайне неудачный. Я уже не говорю про waw-эффект. Есть терминалы в магазинах в моей округе, которые наотрез отказываются контачить со стикером.
Представьте: я стою и глажу тыльной стороной своего телефона левую часть терминала. Под недоумённым взглядом продавца.
– Это я тестирую платёжный стикер, ну, такой новый способ оплаты, – я виновато улыбаюсь.
Итак, что мы имеем? Никакого аналога (замены) ушедшим pay’s мы не получили. Хотя бы ещё потому, что Apple Pay – это целая экосистема, а не просто приложение для оплаты. Что же касается преимущества стикера перед обычной картой, то я его не вижу вообще. Напротив, использование стикера сопряжено с трудностями при оплате – зачастую чип не срабатывает. Я подозреваю, что сигнал у стикера намного слабее, чем у карты. Ну и весь процесс – сопряжён с множеством лишних телодвижений (см.про карту лояльности, например).
А жаль. Мне рассказывали, что в начале 2010-х годов наши банки уже пытались тестировать стикеры, но дело не пошло. Потому, что NFC-чип и чип терминала плохо между собой ладили. Так говорили, истинной причины я не знаю. Теперь NFC-чип и чип терминала вроде дружат, но при определённых условиях.
И да, спустя почти два с половиной месяца мой банк так и не решился добавить стикеры в официальную линейку – технология всё также находится в пилотном режиме. Может и правильно?
Я очень рад, если вы дочитали до этого места. Буду ещё больше рад, если расскажите о своём опыте использования платёжного стикера.
обсуждение