При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Когда кризис ещё далёк от завершения.
Говорят, что испытания, которые людям посылаются – Богом ли, Вселенским разумом ли – всегда посильны. То есть, не бывает так, чтобы человек не справился. А вспомнил я об этом во время нынешнего коронакризиса и представил, если бы эпидемия случилась пять или даже десять лет назад. Нет, не представил – не получилось. Скорее всего, тогда нас никто никуда по домам не отправил бы и оказались бы мы в ситуации бактериологической войны – выживай, кто может.
Пять лет назад никакого Zoom ещё не было. И как бы мы смогли провести столько отличных онлайн-конференций?! А качество этих конференций лично мне показалось на порядок выше, чем традиционных оффлайновых. Плохо только, что теперь не подойдёшь в кулуарах к спикеру, не попросишь визитку. Но и это пустяк – вскоре виртуальное общение станет такой же привычкой, и можно будет виртуально подойти и уточнить что-нибудь.
А ведь ещё совсем недавно на онлайновых конференциях рвалась связь, пропадала картинка. А сейчас – технические сбои редкость.
Пять лет назад ваш работодатель не прислал бы вам денег – на карту – чтобы веселее было самоизолироваться с семьей. Потому что деньги нужно было получать лично, приехав в офис.
Сегодня любые коммунальные платежи можно сделать в три клика, а ещё несколько лет назад?
Сегодня подростки удалённо учатся – проводятся полноценные уроки онлайн. Да, с дистанционным образованием обнаружилось множество проблем. Но не фатальных – в ближайшие несколько лет эту отрасль ждут интересные перемены. В самую лучшую сторону.
Не помню, чтобы пять лет назад была Яндекс-Еда или Delivery Club. А у ресторанов были настолько отлаженные технологии готовки и хранения свежих продуктов?
Ещё несколько лет экономика буквально бы остановилась, а сегодня многие компании успешно перевели свои бизнесы-процессы в цифру и оказалось, что это экономит кучу денег – в том числе экономия складывается из того, что сотрудники не тратят на поездки в метро свои нервы и минимум 2-3 часа ежедневно. Не говоря уже о дорогостоящей аренде офисов. Поэтому, расценки после пандемии на коммерческую аренду упадут – до приемлемых уровней, а не как сейчас – заоблачных.
«Расценки на аренду дорогостоящей недвижимости после пандемии упадут»
Цифровизация нас изменила и помогла справиться с нынешней вынужденной изоляцией.
Сейчас пишется много прогнозов, что после окончания пандемии цифровизация экономики ускорится. Но, простите, кто же после драки кулаками машет?! Тем, кто выживет после этого кризиса цифровизация уже не понадобится – лишь работа над ошибками. А те, кто был и до кризиса с цифрой на «вы», вряд ли этот кризис переживут.
«Кто же после драки кулаками машет?! Тем, кто выживет после этого кризиса цифровизация уже не понадобится – лишь работа над ошибками. А те, кто был и до кризиса с цифрой на «вы», вряд ли этот кризис переживут»
Кстати, вы же думаете, что изоляция привела к росту безналичных платежей? А вот данные ЦБ говорят об обратном: объём наличных в обращении в марте вырос на 0,7 триллионов рублей, что составляет почти половину от величины сокращения ликвидности сектора в марте. Представляете, какой скачок в одном только месяце? А что будет по итогам апреля? Так что цифровизация тут забарахлила – люди предпочли снимать наличные из-за опасения, что карточные платежи перестанут работать. Если честно, у меня тоже были такие мысли – ведь истерия нагнеталась по всем каналам и в какой-то момент не осталось надежды, что всё будет работать по-прежнему. Особенно, когда рубль полетел вслед за нефтью. Страшно было всем и не говорите, что вам страшно не было.
Вот чего точно стоит ожидать после окончания пандемии, так это передела собственности. Но смена владельцев случится не сразу – чтобы не привлекать внимание и не портить благообразный имидж. Стоит признать, что государству малый бизнес как ком в горле и оно безжалостно к нему при удобном поводе. А тут повод есть: спасайтесь как хотите! А вокруг крупный бизнес как акулы нарезает круги…
«После окончания пандемии стоит ожидать передела собственности. Смена владельцев случится не сразу – чтобы не привлекать внимание и портить благообразный имидж»
Ещё стоит ожидать ухудшения качества кредитных розничных портфелей банков по понятным причинам. Но не фатально, в том числе с связи со специальными программами по отсрочке платежей.
Ещё одно следствие цифровизации – часть тех, кто ушёл, уже не вернётся, а значит корпорациям не нужны будут прежние огромные офисы (банкам, например). Рынок коммерческой недвижимости ждёт интересные времена. Пострадает сопутствующий бизнес – кафе с кофе за 350 рублей и круассаном за 300. Только на пользу. И в первую очередь – любителям напитка.
Есть одно неоспоримое достоинство любого кризиса – излишеств становится меньше. Как-то реальнее люди начинают смотреть на мир, на себя.
Теперь об ущербе. Я не разделяю страшилок про «самый худший кризис со времен Великой Депрессии». Вы, кстати, заметили, что каждый раз новый кризис сравнивают с Великой Депрессией? Ну, положим, это издержки журналистской профессии. Россия не туристическая держава, большого урона ВВП с этой стороны не предвидится. Сильно пострадали и ещё пострадают автодилеры и автопроизводители – ведь денег у людей будет ещё меньше. Но это цивилизационный сдвиг: мир движется к тому, что личное авто будет роскошью. Но этот сдвиг будет сопровождаться безработицей.
С другой стороны, вы посмотрите, как прекрасно себя чувствует отрасль, связанная с ремонтом и обустройством дома и – особенно – дачи! А на дачу нужно всё: и газонокосилку купить и инструмент, и строительный материал, и семена. Буквально на днях у знакомых ушла дача – не могли продать два года. А вирус подстегнул -сделка прошла за несколько дней. Всё, что связано с домашней техникой – всё пользуется повышенным спросом. Конторы по ремонту техники стонут от вала заказов – ребята работают круглыми сутками. Стройка в Москве не останавливалась ни на минуту, как и работа коммунальных служб вместе с гастарбайтерами.
К сожалению, негативных следствий тоже немало. И главным образом они связаны с социальным отчуждением, но не в плане неравенства, а в плане разрушения социальных связей. Уже много говорилось, что следствием пандемии будет не демографический скачок, а вал разводов. Мы плохо умеем коммуницировать друг с другом. Всё, на что мы способны – это рутинный политес вечером в пределах «чая и сахара». А тут 24 часа. Неделями. Это тяжелейший труд. Далеко не всем по плечу.
С другой стороны – одиночество. Более четырех из десяти американцев заявили, что сейчас они более одиноки, чем когда-либо прежде – в результате вспышки коронавируса, согласно опросу 1055 человек, проведенному по заказу университета Финикса (США). Другие опросы показали, что самочувствие у 43% ухудшилось с начала пандемии.
Принудительная изоляция имеет и будет иметь очень деструктивные последствия, даже если и закончится быстро. Уже само по себе воспоминание о «домашнем аресте» – психологическая травма. Ведь не зря же социологи напоминают, что человек – животное социальное, нам необходимо видеть других, себе подобных – невербальная коммуникация также важна, как и вербальная. И не только в очереди к кассе в Пятёрочке. Мир должен быть разнообразным и желательно не в телевизоре среди 150 каналов.
Ещё одно «психологическое» следствие – депрессии в следствии с переменой образа жизни. Многие, как я уже упоминал выше, не вернуться в офис. А это серьезный вызов, такие перемены всегда связаны с глубокой внутренней трансформацией. Нам всем предстоит пройти через это.
И, наконец, последнее. Кризис – не время возможностей. Не надо тут вспоминать про китайские иероглифы. Тем более, что значения этих иероглифов сейчас и 2500 лет назад хорошо бы, если не противоположны.
обсуждение