Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Подсчитали – прослезились

Аа +
+18 -1
7
Федор Чайка,
обозреватель Finversia

О «цифровых» инициативах Банка России.

Внимательно слежу за развитием проекта «Маркетплейс», как и за другими цифровыми инициативами нашего регулятора. Все они направлены на развитие конкуренции и делают доступ людей к банковским услугам быстрее и удобнее. Биометрия позволяет открывать вклады, не вставая с дивана, «Маркетплейс» – удобно выбирать эти вклады на онлайн-витрине, Система быстрых платежей (СБП) в разы удешевляет переводы. Выглядит красиво, цифровое будущее уже с нами – не зря же Россия занимает ведущие места в процессе оцифровки финансовых услуг и госуслуг? Вот и недавнее исследование от Boston Consulting Group подтверждает.

А на деле? На деле с этим проектами сплошь трудности, проблемы.

Скоро будет год, как заработала Единая биометрическая система, вроде бы все основные игроки начали принимать биометрию, потратили деньги на оборудование и подключение, но в результате в базе данных насчитывается не более двух десятков тысяч аудио– и фото-слепков наших граждан. Нет стимула ни у кого этим заниматься: банкам не выгодно, так как потенциально клиенты могут уйти к конкуренту, клиентам и так неплохо, а без закона о защите биометрических данных и вовсе не стоит сдавать биометрические анализы. Кому это может быть полезно? Нашим соотечественникам, которые проживают в труднодоступных местах – там, где мало банковских офисов.

Систему быстрых платежей сделали, но в моём банковском приложении нет такой функции, да и тарифы моего банка позволяют переводить деньги с минимальными издержками. Вот принят закон, обязывающий всех подключиться к СБП, даже Сбербанку. Доля этого банка на рынке платежей то ли 94%, то ли все 96%. Радуемся? Прижали Германа Грефа? Как бы ни так! Я кого не спрошу – у всех карта Сбербанка, все эти люди переводят деньги итак бесплатно между собой. Со мной заминка, да, приходится платить комиссию. Что выиграет типичный клиент Сбербанка? Один из 10 или даже из 15-ти платежей он сможет делать через СБП, сэкономив на этом рублей 30-50. Раз в 2 месяца. По оценкам аналитиков, прибыль Сбербанка упадёт из-за СБП на – внимание – 3-4%. В этом году Сбербанк заработает минимум 900 млрд рублей чистой прибыли. Сколько там составят его потери?!

СБП выгодна тем, у кого бизнес заточен на платежи. И тем, кто, по какой-то причине не знает реквизитов адресата, а только его телефон. К слову, по номеру телефона позволяют делать переводы многие банки уже давно. И ещё про переводы. Вы когда-нибудь слышали, что у мужа карта одного банка, а жены – другого, а у свекрови – третьего? Вот и я не слышал. И знаете, кто больше всего радовался созданию БСП? Тинькофф Банк! Раньше они компенсировали стоимость перевода (давали все 1,5%), если клиент переводил в Тинькофф деньги из другого банка. Сейчас бонус действует только для некоторых категорий клиентов. Но всё равно мы рады! Да ведь, Оливер Хьюз?

Наконец, проект «Маркетплейс», который, как заявляют в ЦБ, уже прошёл боевую обкатку, но ещё не запущен, так как депутаты не приняли нужные поправки. В проекте участвует несколько банков, включая нескольких крупных региональных игроков, дочку иностранного Societe Generale, депозитарий и три агрегатора банковских продуктов.

И вот тут самое интересное, потому что участниками проекта стали banki.ru, sravni.ru и ещё один проект, который предлагает структурные продукты (они не стесняясь, кстати, указывают предполагаемую доходность). И тут у меня возникли вопросы, ответить на которые я не могу. Ну, почти как собака, которая вроде всё понимает, только говорить не может. Но я и понимаю это с трудом. Вот есть у нас известный банковский агрегатор banki.ru, который процветает, который полезен – я часто на него захожу, чтобы почитать профильные финансовые новости, заглянуть в народный рейтинг, посмотреть, какие нынче ставки предлагают банки – по кредитам, по депозитам. Всё здорово. А теперь ЦБ сделал так, что с этого портала люди смогут онлайн открывать вклады, а потом покупать ОФЗ, а потом ипотеку и даже ОСАГО. Сильного раскрученного игрока сделали ещё сильнее. Мой коллега возражает – мол, Банк России, таким образом, легализовал успешные рыночные практики. Но ведь подобных агрегаторов у нас много, не только эти два портала. Вопрос, почему туда попал banki.ru, который работает почти со всеми розничными банками в России и проект со структурными продуктами, витрина которого ограничивается вкладами и структурными продуктами двух банков?

Почему за всё время подготовки к запуску там не появилось множества других участников? Почему ЦБ сам не создал такую платформу, а, фактически, усилил и без того сильные позиции banki.ru? Да что там позиции – доминирование! Ещё раз подчеркну, что banki.ru реально успешный проект и был таким задолго до «Маркетплейса».

Недавно пришла новость, что платформа «Маркетплейса», то есть его «движок», который делает Московская биржа, будет взимать с банков, разместивших вклады, 0,34% (при открытии вклада). В большинстве крупных банков тут же сказали, что это чрезмерно дорого, что их собственные стратегии привлечения намного дешевле. Только представьте, ведь банки отчисляют не менее 0,15% в АСВ, а теперь ещё и 0,34% Мосбирже. Это, разумеется, не обязательно для банков – не хочешь – не размещай там свои вклады. Но с такими тарифами, скажите, будут ли условия этих вкладов конкурентными? Просто поинтересуйтесь, как конкурируют сегодня наши банки за вкладчика? Десятыми процента! То есть разницей между 7,5% и 7,6%! Максимум разницей между 7% и 7,5%. По иронии, «Маркетплейс» интересен тем банкам, которые ведут агрессивную политику, иными словами «пылесосят» рынок. Это и хорошо, ведь регулятору в этом случае будет намного легче контролировать такой банк – знать, в какой момент у него отзывать лицензию – так, чтобы особо сильно никто не пострадал, без дорогостоящих санаций и сопутствующих этому скандалах. Решили проблему надзора, ага.

«Маркетплейс» повторяет судьбу «народных» ОФЗ. Минфин задумал сделать выгодно-образовательный проект, предложив покупать ОФЗ населению, но без вторичного рынка и с аховыми комиссиями в двух (!) аккредитованных банках. Первый выпуск ОФЗ-н прошёл на ура, но последующие транши размещаются всё в меньших объёмах, а времени размещение занимает всё больше. Люди то у нас неглупые, умеют считать, жаль только пенсионеров, которым эти два банка успешно продали (хотел другое слово написать) первые выпуски. Будем надеяться, что доходность ОФЗ-н, включая комиссии, всё же превысит доходность по обычному банковскому вкладу на трёхлетнем горизонте. Хотя бы на те самые десятые процента...

Со мной можно спорить – ведь, как я выше и написал, у меня нет ответов. Только вопросы. И вспоминаются слова Ларисы Селютиной, директора департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России. Она сравнила закон об инвестиционных консультантах с новорождённым, с которым «не всё ладно». «Путь дитё появится таким, каким появится. Что ж…будем воспитывать, корректировать, может быть, даже придётся сделать и пару пластических операций», – констатировала она.

Так и с новорождёнными проектами от ЦБ. Ну вот появились они. Такие, какие есть. Будем любить, что ж теперь делать то?

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% ЦБ удивил рынок, сохранив ключевую ставку на уровне 21% Регулятор увидел признаки охлаждения отдельных секторов экономики и снижение кредитной активности банков. Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Егор Сусин: Банк России позитивно удивил Рациональная пауза. Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Евгений Коган: Трансформация МТС и новые перспективы Что задумало руководство компании?

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)