При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О слиянии Яндекса и Тинькофф-Банка.
Размышляя о названии будущей компании, я в шутку взял первые буквы от Яндекса и Тинькофф Банк и получилась старославянская буква Ять, знакомая даже тем, кто к филологии не имеет прямого отношения. Ять ещё и глагол – по Далю: имати (брать), и имать (ловить), чаще с предлогом брать, взять, ловить, начать, стать. Так что смысловое наполнение сделки вполне отражено: возьмут, потом начнут, будут ловить, делать и... станут. Вопрос, кем станет будущая объединённая компания?
Сделка года, нет, бери выше – десятилетия – как обычно, разделила мою френд-ленту на тех, кто «давно знал», на тех, кто утверждал «Ну и чё такого?!» и на тех, кто попытался проанализировать событие. Понятно, что количество последних неизмеримо меньше той армии бывалых диванных аналитиков, которым давно скучно и от жизни, и по жизни.
Я оставляю маленькую вероятность того, что сделка не состоится – из-за позиции ФАС, акционеров или старших товарищей. С последними наверняка уже посоветовались. Да и обнародованные детали сделки говорят о том, что это всерьёз и надолго. А как был удачно выбран момент – накануне знаковой конференции Сбербанка. Простите, накануне Сберконфа. Этакий привет от Олега Тинькова его горячо любимому Герману Грефу. Греф, Конф, Сбер… Вот ведь, как складно выходит.
Создатель Тинькофф банка действительно давно заявлял о намерении продать его, но даже сейчас, уже постфактум, совершенно не очевидно, что тогда Олег Тиньков говорил всерьёз. Не надо забывать, что он один из немногих, кто позволял и позволяет себе откровенность на публике – это часть его безусловной харизмы. И в этом он и вправду «один такой»! Потому что был и остаётся человеком свободным и честным, а такой имидж работает на уровне подсознания лучше всяких финтеховских штучек, коими напичкан банк. Не очевидно ведь, кому и чему проект обязан своим успехом – финтеху или личности создателя. Моё мнение заключается в том, что роль личности в любой истории ключевая, ведь известно, что русский человек выбирает сердцем, голосует сердцем. А тут ещё и банк оказался таким, что прошло уже 14 лет, а многие коллеги по цеху всё ещё только начинают делать «как у Тинькова». Год назад я с экскурсией был в одном современном столичном банке с иностранным капиталом, и нам торжественно презентовали кредитную карту, которую «курьер доставляет на следующий день»! Я терпеливо и сжав зубы, чтобы не обидеть хозяев, ждал, какая сногсшибательная финтеховская фишка последует после столь торжественного «на следующий день». Но на этом новомодные достоинства продукта были исчерпаны. Многое там было, «как у Тинькова». И я говорю об этой истории без сарказма, зная, сколько труда вложено в создание подобного продукта. Ребята молодцы, просто один банк всё это уже сделал 14 лет назад.
Лишь бы роль личности не оказалась в этой истории фатальной. Как справедливо поставил вопрос Кирилл Лукашук, глава «НКР»: «Чего здесь больше: событийно-жизненного или экономического»? Речь идёт о болезни Олега Тинькова и его круто изменившихся в связи с этим дальнейших жизненных планов, что вполне понятно. И дай Бог ему сил победить лейкемию.
На этом вопросы не заканчиваются, а начинаются. Это хорошо, поскольку рынок так устроен, и даже шире: жизнь так устроена и тем интересна. Плохо, что доступная нам информация не позволяет ответить хотя бы на часть существенных вопросов по этой сделке.
Итак, вопрос №1: было две интересных бумаги, а теперь останется одна? Даже если оставить всё как есть, рынок будет оценивать их неразрывно друг от друга. Отношение капитализации банка к капитализации поисковика составляет 1:4, но мне кажется, что вес банка в оценках трейдеров будет значительно больше.
Вопрос №2: как повлияет сделка на место Яндекса в индексе MSCI Russia и индексе MSCI EM? С 31 августа акции были включены в эти индексы, что открыло для компании невиданные ранее горизонты, поскольку теперь инвесторами Яндекса станут очень крупные институциональные инвесторы – пенсионные фонды, страховые компании и другие консервативные игроки. А если у этого вагона теперь будет немаленькая тележка в виде банка?
Вопрос №3: какое будущее у экосистем? По этому поводу Алина Розенцвет, глава агентства «НРА», пишет, что банку брать риски в незнакомых ему сферах рискованно. И зачем ему конкурировать со своими предприятиями-клиентами? Наконец, какое регулирование будет у экосистем? А оно непременно будет – у нас за всем строго надзирает мегарегулятор. Да и вопрос включения новой сущности в сферу ответственности ЦБ лишь вопрос времени.
Вопрос №4: зачем безусловному лидеру отечественной IT-отрасли и национальному достоянию (настоящему, а не тому, которое показывают в телевизионной рекламе) проблемы с банковским регулированием? Банки были и остаются активами токсичными не только плохих кредитов, но и потому, что опека регулятора прямо пропорциональна их инвестиционной привлекательности. Только в обратную сторону.
Последний вопрос и тема синергии IT-платформы с банковским бизнесом ключевые. Ведь пока IT-компании научились использовать лишь некоторые банковские функции. К примеру, Apple вместе с Goldman Sachs выпустил Apple Card, по которой пользователи получают высокий кэшбек. Но куда интереснее опыт китайцев. У Alibaba финансовых дочек-сервисов несколько. Так, Ant Financial выдаёт микрозаймы для малых и микропредприятий, платформа Zhao Cai Bao – кредиты малому и среднему бизнесу и физическим лицам. Инвестиционная платформа Yu'e Bao позволяет пользователям размещать деньги под бОльший, чем у банков процент. Кстати, что-то подобное недавно сделал ВТБ для Яндекс Go. Но настоящим бриллиантом среди несметных сокровищ Алибабы является платёжная система Alipay.
Это был вопрос, зачем Яндексу всё банковское счастье сразу и оптом вместо одной лишь карты и, может быть, pos-кредитов?
Тут стоит особо подчеркнуть, что финансовые сервисы у мировых IT-гигантов появлялись как ответ на потребность их клиентов. Но не наоборот. И несмотря на широкий выбор сервисов на любой вкус и цвет, основой среди финансовых продуктов является всё-таки платежи. Я был уверен, что именно китайский опыт и будет использовать Яндекс. Но у России, как известно, свой, особый путь.
Выгоды для банка очевидны: получение доступа к Такси, к Еде, к Маркету, к Музыке и Кино, а также конвертация пользователей всех этих сервисов в трейдеров. Плюс перспективы получения будущего рынка беспилотных автомобилей – Яндекс активно тестирует свои разработки в этом направлении наряду с мировыми лидерами или даже опережая их. Кроме того, поисковик может кратно увеличить качество скоринга. Но это можно было бы сделать и не покупая Тинькофф (17-й, к слову, банк по активам в стране!). Или купив любой банк из 4-ой сотни исключительно ради лицензии. Тут совершенно правильно заметил Олег Анисимов: одно дело быть площадкой для неограниченного количества бизнесов и совсем другое – одним из игроков, конкурирую с госбанками за дешёвую ликвидность.
Ещё один вопрос: а какова стратегия Я-Ти? Ведь ясно, что акционерам показали что-то такое на горизонте 15-20 лет, что они просто не смогли устоять. Но – что? И разве у Яндекса не было других возможностей расти? А у Тинькофф Банка – своих альтернатив и дальше подбираться к своему главному конкуренту, Сберу?
И ещё. Неужели у нас в стране больше нет идей на тему того, как делать бизнес? Зачем создавать очередную монополию, ещё одного слона в посудной лавке?
обсуждение