При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Почему телеграм-каналы – жалкое зрелище.
Ни одна из конференций на тему новых технологий не проходит без того, чтобы кто-нибудь не вспомнил фильм «Москва слезам не верит». Речь о бессмертном диалоге, в котором Рудольф (Родион) уверяет, что со временем телевидение перевернёт жизнь всего человечества и ничего, кроме телевидения, не будет. Я предполагаю, что и у вас, как у меня, эти миллион раз процитированные строки не вызывают ничего, кроме раздражения. Набили оскомину, как говорят. Но это самое человечество, к счастью, придумало как бороться с такими вот напастями.
А именно научилось деконструкции текста и смысла. Научилось постмодернизму. Вот и я возьму на себя смелость и переиначу слова героя советского кинофильма следующим образом: «Со временем хайп перевернёт жизнь всего человечества. И ничего кроме хайпа не будет. А в конечном итоге и сам хайп превратится в хайп!».
Впрочем, последнее уже случилось, по крайней мере такие мысли приходят в голову, когда открываешь очередной телеграм-канал. Хайпу, связанному с телеграм-каналами всего ничего – два-три месяца. Криптовалюты на их фоне выглядят ветеранами, если ещё не динозаврами. То есть, в масштабах истории просто секунда, миг. Сравнение лишь отчасти корректно – даже несмотря на очевидную разницу между вовлечённостью человечества в игры с криптовалютами и теми немногими его представителями, что «сидят» в Телеграме. С другой стороны, обёртка биткойна была столь красивой, что не поддаться искушению было ну никак невозможно. В смысле, не принять участие в хайпе, пока входной билет не достиг абсурдных значений. Блокчейн и сын его Биткойн – есть последняя надежда всех униженных и оскорблённых, не сбывшийся шанс на безбедную жизнь, на иное устройство нашего мира, разумеется, самое свободное и справедливое.
Обёртки телеграм-каналов представляют из себя зрелище жалкое. Вот список моих претензий к ним.
Во-первых, там разрешён мат. Нет, не так: там приветствуется мат. Трудно сносить лицемерие и делать вид, что русского мата нет, а мы – «просвещённые» люди – не опускаемся до употребления обсценной лексики. Ещё как опускаемся. А точнее, используем иногда – по делу, в нужное время, по нужному поводу. Но когда это становится стандартом – а один мой коллега-ведущий телеграм-канала рассказывал, что употребление нецензурных слов является обязательным условием при написании небольшого текста в два-три абзаца – тогда качество текстов и русского языка очень быстро опускается ниже плинтуса.
Во-вторых, там разрешены наезды на всех и вся. Да с шашечкой наголо, невзирая на личные знакомства и связи. И опять-таки не разрешены, а обязательны – стандарт такой. Руководство Банка России там принято называть «Тотохами с Неглинной», Василия Поздышева – Васей, Эльвиру Набиуллину – «Тётей Элей». Но, как вы понимаете, это цветочки, к счастью, стандарты издания, где я работаю, никогда не позволят мне процитировать имена собственные, которыми авторы великого множества анонимных каналов наделяют банкиров, экономистов, а зачастую и министров. Я, кстати, и не собираюсь искушать.
В-третьих, никакого оригинального жанра в телеграм-каналах так не появилось. По крайней мере, на сегодня я могу это констатировать. Почти как патологоанатом. Ну хорошо, как журналист- патологоанатом. За исключением крайне немногочисленных авторских каналов, к которым мы ещё вернёмся, они представляют из себя довольно плохую компиляцию чужих мыслей, выводов, оценок, собранных из публикаций ведущих газет и журналов. Помните, как в советской школе мы писали изложение? Нужно было в нескольких предложениях рассказать, о чём повесть, рассказ. Так вот, тут качество изложения находится примерно на уровне третьего класса. Аналогом изложения для статей на экономические темы выступает так называемый «лид» – два-три предложения, которые идут сразу за заголовком. Авторы телеграм-каналов с этой задачей не справляются, даже те их них, кто являются журналистами – качественно два-три раза переписывать хорошо написанные тексты получается мало у кого.
В-четвёртых, авторы каналов очень сильно переживают, как бы не упустить чего важного, а потому льют в довольно небольшую диагональ экранов наших смартфонов и то, что надо, и то, чего лить не следует. Ежесуточно от «ведущих» каналов – а каждый из них обязательно публикует рейтинг популярности – валится до 40-50 сообщений. Вот такой «Блумберг на коленке» в исполнении колумнистов заводской газеты.
В-пятых: ещё весной несколько регулярно мною читаемых людей из Facebook пообещали уйти навсегда от Цукерберга к Дурову. Кое-кто даже попробовал писать только в Телеграм, правда длилось это недолго. Пыл «цифрового сопротивления», к счастью, поугас, теперь не услышишь «Телеграм или смерть», нынче репост в Facebook обязателен. Уйти в Телеграм, действительно довольно рискованно, ведь функции обратной связи там, по определению, урезаны. Например, с авторами так называемых «анонимных каналов» связи нет вообще. У читателя нет возможности делиться своим мнением в посте. Это всё равно что в монастырь уйти, да простят меня верующие люди – речь исключительно о показном отшельничестве.
В-шестых, кто вообще все эти люди? Вот, скажем, у одного банкира за все годы нахождения в Facebook набралось, к примеру, пять тысяч друзей и некое число подписчиков. Социологи подсчитали, что в реальном мире мы можем поддерживать какие-либо связи не более, чем со 100-150 людьми, но в мире социальных сетей, конечно, всё иначе. И эта социологическая закономерность здесь теряет свою силу. Итак, путь у этого банкира в Facebook несколько тысяч друзей и подписчиков, накопленные за несколько лет. И вот у него же буквально за пару месяцев появляется 20 тысяч подписчиков в Телеграм! Есть каналы с более чем 200 тысячами фоловеров – я долго листал один из таких каналов, но кроме прогнозов курса биткойна и беспрерывного розыгрыша премиальных марок автомобилей ничего содержательного так и не нашёл.
Ещё раз – кто эти люди? Откуда взялись 15 тысяч финансово грамотных россиян, которые быстро мобилизовались под знамёна Павла Дурова? А 100 тысяч? Помните, как все мы удивлялись стремительному росту индивидуальных инвестиционных счетов в прошлом году? На фоне падающих доходов и прочей российской безысходности-безнадёги. Так вот, там речь шла о приросте на треть – а тут речь – порядках.
Наверное, дочитавший до этого места скажет, что я – «того, поехал», что завидую, что у меня синдром неудачника или ещё что-то в этом духе. «Поехал» я или нет – зависит от того, как посмотреть и с какой стороны зайти. Но прежде позвольте мне на это посмотреть самому и со стороны. Очень уж хочется, чтобы через несколько месяцев – а в фильме «Москва слезам не верит», напомню, говорилось о двадцати годах – телеграм-каналы нашли-таки своё место. И дай Бог мне промахнуться по-крупному – пусть Телеграм процветает, а десятки тысяч анонимных (очень надеюсь, что всё-таки, живых, реальных) моих соотечественников читали бы про инвестиции, разбирались в причинах происходящего с нашей экономикой, выбирали лучшее применение своим капиталам. И не только финансовым. Лишь бы не очередной цифровой хайп – бессмысленный и беспощадный.
обсуждение