При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Навстречу 10-летию мегарегулятора.
В 2013 году, 10 лет назад, Банк России начал становиться мегарегулятором – сегодня под его надзором и опекой находится весь финансовый рынок. И пока на Неглинной, 12 вовсю идёт подготовка к праздничным мероприятиям, в информационном поле робкую попытку оценить промежуточные итоги концепции мегарегулятора предпринял Михаил Сухов, глава рейтингового агентства АКРА, а в прошлом – зампред того же мегарегулятора. На конференции НАУФОР он сравнил показатели фондового рынка в 2013 году и в 2023 году. Получилось, преимущественно, в пользу 2023 года.
Вот только не далее, как летом 2021 года в докладе от того же НАУФОР были опубликованы другие цифры и выводы: рынок так и не восстановился после кризиса 2008 года. Не то, чтобы рынок не рос совсем всё это время. Конечно он рос, только в отношении остальной экономики он сильно отставал. Например, по соотношению капитализации рынка к ВВП фондовый рынок снизился вдвое за 2007-2020 годы. Количество IPO не росло вместе с экономикой, равно как и ликвидность. За все эти годы к числу ликвидных бумаг можно отнести не более 80. И ещё множество параметров оказалось в том докладе не в пользу мегарегулятора.
– Мегарегулятор состоялся. По большинству направлений мы получили ощутимый синергетический эффект, – настаивает Владимир Чистюхин, первый заместитель председателя Банка России.
Какие это направления, но главное, в чём синергия – представитель ЦБ не стал уточнять.
Задача регулятора состоит не в презентации красивой картинки: было – стало, а в умении сгладить острые углы и создать условия. С началом февральского кризиса 2022 года по данным Романа Горюнова, председателя правления, генерального директора СПБ-Биржи, ликвидность на рынке сократилась в 4 раза. И что мы будем праздновать в таком случае?
Когда Михаила Мамуту, руководителя Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, прямо попросили отложить какие-бы то ни было регуляторные новации, он «уличил» критиканов в незнании предмета. А предмет, по его мнению, заключается в том, что у фондового рынка нет единственно правильного положения, а поэтому, как и в физике, регулятор ищет «эффективную точку равновесия».
Аналогия родом из физики (Михаил Мамута – магистр физики) решает массу проблем и противоречий и снимает остальные – те, что ещё даже на подходе.
Во-первых, открывает дорогу к бесчисленным поискам точки и точек. А что? Мы искали, мы искали, наши рученьки устали. Не нашли?! Ну ведь это ж точка! Будем дальше искать.
Во-вторых, постановка вопроса заведомо даёт индульгенцию на сколь угодно времени вперёд. Ведь с такими сложными вещами ребята соприкасаются каждый день! На стыке передовой физики и экономики. Им бы молока ещё выдавать к зарплате. За опасный труд.
А ещё этот труд – творческий. Вот представьте: не было ничего и тут, раз, и появился закон о ИИС-3! Или не было ничего и тут, раз и появился закон о цифровых финансовых активах. Зачем и что это такое – ЦФА – практически никто, включая самих создателей не понимает, но ведь есть же! Есть, раз закон есть!
Вот жили-были в незапамятные времена инвесторы: покупали там что-то, продавали, хеджировались чем придётся. И тут – раз! – и появился закон о квалифицированных инвесторах. И сразу одни стали квалами, а других – ущемили в правах. Не то, чтобы те, кого ущемили оказались непутёвыми или неуспешными в инвестициях. Нет – просто сито, созданное регулятором, не прошли.
Я не перестаю удивляться, как каждый раз, когда заходит речь об имущественном цензе – о тех самых 6 млн рублей, которые позволяют инвестору стать квалом – говорят одно и то же. Мол, 6 млн рублей человек мог получить, продав квартиру. Или мол, 6 млн достались в наследство от бабушки. Это я не условно привожу пример, это я цитирую. Хоть бы статистику какую привели, но нет. На повестке сегодня стоит вопрос о повышении имущественного ценза с 6 млн до 30 млн рублей. И я вот уверен, что потом представители Банка России нам снова начнут рассказывать про квартиру с бабушкой. Вдруг от бабушки и 30 млн. досталось кому-то? Я молчу, что зарплаты в стране за последние 10-15 лет в реальном выражении снижались, как и реальные доходы. Более того, в обозримой перспективе 6 млн не превратятся в 30 млн. Тут бы сохранить, что есть…
Кого они там всё защищают и от кого, не покладая рук? И ведь заметьте: всякий раз руководство регулятора ссылается на некие поступившие жалобы, не забыв оговорится, что «не сказать, что их много, но всё же они есть».
Вся эта регуляторно-охранительная деятельность Банка России уже давно стала притчей во языцех. Не успели создать институт тестирования – а уже совершенствуют. С одной стороны, добавляют вопросы, с другой – делают послабления по рейтингу облигаций. Кипит работа. Михаил Мамута не так давно заявил, что институт финансовых советников тоже требует совершенствования – ждите новостей.
Но самое любопытное, что регулирование добралось до блогеров. А что? Ведь ЦБ – мегарегулятор. Почему ему не отрегулировать и финансовую часть блогосферы?! Дайте-ка только засучить рукава. Опыт есть, а под новое направление можно создать ещё одно управление. Напишут ещё парочку удивительных законов, пропишут, по какой половице можно ходить, а по какой – только бегать. А если чего упустят – так этого в природе нет и быть не может. Может быть только то, что прописано…
Не смешно давно уже, а грустно. Как можно описать этот законотворческий и регуляторный зуд? Не графоманией же. Горшочек, не вари! Но не слышит, разошёлся – не остановить. Просто не мегарегулятор, а левиафан какой-то, в одной из традиций которого отождествляли с демоном зависти. Вот он и завидует всем нам.
обсуждение