При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Что не так с возможной приватизацией в России.
Программная статья Андрея Костина, главы финансовой группы ВТБ, взбудоражила сообщество и не только профессиональное. Профессионалы, как положено, принялись обсуждать детали – советовать, как избежать подводных камней, предлагать алгоритмы, дополнять, развивать изложенные в статье идеи и так далее. Ну а обычные граждане? Как положено – принялись костерить Костина на чём свет стоит, вспоминая, понятное дело, истории из 90-х и бедного нашего Анатолия Борисовича. Не в плане денег на счету бедного, а в плане шишек и собак, которые ему вешали и будут вешать на шею до скончания его дней.
Так вот, мне вот сразу стало интересно: а на что надеялись те люди, которые всю эту историю затеяли? Те самые кукловоды и разного уровня теневые кардиналы? Пиар-специалисты, по-другому. Ведь было совершенно понятно, что этим – то есть негативом – начнётся и этим же закончится.
Нам, нашей стране, сегодня очень нужны дискуссии на тему, куда и как дальше идти. Потому, что наконец-то, гром грянул и большинство – из народного и профессионального сообществ – перекрестились и будут дальше это делать. В смысле, не расшибать лоб в молитве и покаянии, а в смысле – начнут что-то реальное делать. Потому что теперь это вопрос выживания. Нужно обсуждение разных планов, как двигаться дальше, разных стратегий. Да хоть конкурс национальный объявляй, а потом референдум проводи. Но вот то, что получилось у Андрея Костина, выглядит как… Странно, если честно, выглядит.
Никого не смутило…:
- Что к масштабной приватизации призывает представитель государственного бизнеса? (тут должна быть картинка человека, который пилит сук, на котором сидит)
- Что масштабная приватизация давно стоит в планах правительства, а не в тезисах для СМИ или к конференции? К примеру, ещё осенью 2019 года Алексей Моисеев, замминистра финансов, заявлял, что «доля государства в компаниях свыше 50%, за исключением оборонных, должна быть снижена до этого уровня, включая РЖД и «Транснефть». В некоторых случаях цель госдоля должна быть снижена до нуля либо до блокирующего пакета.
- Что именно Андрей Костин ещё несколько месяцев назад настоял на поглощении банка «Открытие». Напомню, что усилиями Банка России и антикризисной команды во главе с Михаилом Задорновым, попавший под санацию банк – с очень и очень большими на тот момент дырами в балансе – удалось оздоровить. Да так, что кризисный 2022 год «Открытие» закончило с неплохой прибылью. На фоне то рекордного убытка в целом по системе! А ведь Задорнов и не только он предлагали продать «Открытие» в рынок. Конечно, приводились такие аргументы, что «его никто не купит – дорого» и «иностранцев теперь к торгам не пустят». Возможно, только попробовать то можно было. Чтобы с чистой совестью потом сказать: «попробовали – не вышло, а поэтому продаём ВТБ».
- Что Андрей Костин, когда в прошлом заходила речь о приватизации части пакета акций самого ВТБ, приводил контраргументы. К примеру, ровно 7 лет назад, в апреле 2016 года, Костин заявил, что «приватизация ВТБ сейчас может состояться, но банк она принципиально не изменит». По его словам, «нет разницы в том, будет ли доля государства в банке на уровне 40% или 60%».
- Что в программной статье делается непропорционально большой акцент на деньгах. На том, как извлечь деньги из населения и бизнеса? И при этом ничего – или по касательной – не говорится о рынке труда, например. Или о технологиях. А ещё лучше о создании условий для технологического прорыва – для которого нужна большей частью политическая воля, а не деньги. Точнее, не такие большие, о которых идёт речь.
- Что Костин не обмолвился о бирже. А ведь ВТБ – голубая фишка, хоть и радующая большей частью спекулянтов, а не долгосрочных инвесторов. А ведь массовый приход частных инвесторов на биржу в последние годы – это один из немногочисленных успешных проектов. Плюс 2 млн новых инвесторов что-то да значат! А ещё можно создать условия, чтобы на биржу потянулся малый и средний бизнес. Чтобы биржа стала альтернативной площадкой для фондирования. Почему об этом в статье Костина ни слова?
С другой стороны, понятно, почему Андрей Костин рассуждает, как финансист. Он же банкир, причём с огромным опытом и компетенциями. И всё было бы здорово, если бы прежде власть, посоветовавшись с народом, объявила бы о стратегических целях для страны. Не о тех самых национальных проектах, названия которых и сроков достижения которых мало кто сегодня помнит или вообще знает. Нет! А о таких целях, которые ставила перед собой страна в 1930-х годы, например. Индустриализация. Или в 1950-1970 годы – покорение космоса, освоение западносибирских месторождений нефти и газа, БАМ, наконец. Нужны сверхцели. А потом уже разговоры где и у кого взять деньги.
Но и одной постановки суперцели мало. Важно, кто будет выполнять и перевыполнять эти планы. Эти пятилетки, которую за 4 года, а потом и за 3… Нужны молодые львы и молодая кровь. Нынешняя же команда экономистов в правительстве и ЦБ очень хорошо помнит кризис 1998 года и никогда не повторит его. Читай, не будет тратить больше положенного. А значит, реально говорить только о создании условий для органического оживления долгового рынка.
Что касается новой волны приватизации, то её никто не запустит до тех пор, пока в народе жива память о лихих 90-х. А, значит, реально говорить только о точечных проектах по приватизации небольших пакетов акций госкомпаний. И не с целью пополнения бюджета, а с целью передать активы в частные руки. То есть цену должен назначать покупатель, а не продавец.
обсуждение