При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
О чём может рассказать экономисту длина и цвет юбки?
В 2005 году вышла ставшая бестселлером книга «Фрикономика», в которой авторы рассказали о необычных связях между явлениями в обществе, но, куда важнее, в экономике.
Ведь тот, кто умеет правильно предсказывать тренды в экономике, владеет миром. Наш мир настолько стал сложным, что прежние индикаторы перестали работать. Ещё в том далеком 2005 году это было не так заметно, но сегодня это стало очевидным для многих. Особенно ситуация изменилась после того, как центробанки 14 лет назад стали заливать деньгами мировую экономику. История получила название «Количественное смягчение». Напомню, суть заключалась в следующем: какие бы ошибки ты не наделал, власти тебя всё равно спасут. Так появились банки, которые слишком большие, чтобы упасть. Корпорации, которые слишком большие, чтобы… Наконец, целые страны, которые слишком большие (или важные), чтобы…
Свято место пусто не бывает. И если одни индикаторы перестали работать, значит должны работать какие-то другие. Вдоховлённые «Фрикономикой» экономисты, политики, владельцы бизнесов стали предлагать новые индикаторы. Так появился Индикатор губной помады, Индикатор длинны юбки и другие. Высота небоскрёбов или количество зачатий, количество разводов (браков).
Далее – везде. Пошло-поехало. Одни люди эти новые индикаторы придумывали и презентовали изумленной публике, а другие – были вынуждены их исследовать и опровергать, разумеется. Так и вышло, что ни один из появившихся нетрадиционных индикаторов не работает. Но люди забывчивы, а вечером в утреннюю газету, как известно, заворачивают рыбу. Конечно, уже давно никто не читает бумажных газет, да и рыбу есть во что завернуть, но суть то прежней осталась: читателей нужно веселить регулярно. Ну кто там вспомнит, что «про это уже писали в таком-то году»? Спрос определяет предложение, а спрос – это требование хлеба и зрелищ (читай, острого чтива).
Вот и Ричард Мёрфи, профессор бухгалтерского учета в Школе менеджмента Шеффилдского университета, упоминавшийся уже мной однажды, вновь поднял «тему юбок». И даже – шире – моды. О том, что мода может рассказать нам об экономических трендах. За основу исследования Мёрфи взял новую коллекцию H&M. Оказалось, что из трёх юбок коллекции две короткие. По мнению Мёрфи, это говорит о том, что на рынке «сохраняются бычьи настроения и вообще, оптимизм». Вот скриншот этой коллекции:
Помнится, когда я писал много лет назад про нетрадиционные индикаторы, связь была обратной. Считалось, что чем короче у официанток юбка и чем ярче помада, тем хуже идут дела в экономике. Ведь во время рецессии люди становятся скрягами, им труднее расставаться с деньгами. Соответственно, официантки получают меньше чаевых. Отсюда и их фривольное поведение.
Стоит ли комментировать данный «индикатор»? Просто возьму в кавычки, чтобы было понятно моё отношение.
Но это не всё. Ричард Мёрфи обращает внимание на цвета. Черные, серые, белые. По словам профессора это свидетельствует о пессимизме, унынии, наконец, депрессии.
Вот так. С одной стороны оптимизм, с другой – пессимизм. Такая вот диалектика.
Я не специалист по моде. Но очень неплохо помню, как мы в университете изучали «социологию моды». И должен вам сказать, что это не ещё одна «модная» тема и ученический предмет. Это настолько глубокая и настолько всесторонняя наука, что может быть будет достаточно сказать, что моду с точки зрения социологии изучали буквально все именитые социологи ХIХ-ХХ веков, включая отцов-основателей социологии. Поэтому, безусловно, сама мода и её образцы могут говорить о глубинных процессах, которые происходят в обществе, частью которого является, к слову, экономика. По тому, что не общество для экономики, но экономика – для общества. Однако, всё не так просто. И нельзя по длине юбки и преобладающих цветов, фасонов судить о оптимизме или пессимизме на фондовом рынке. Мода влияет на поведение и мысли людей. Так же, как люди – на моду.
А серо-черно-белые цвета могут говорить – и вероятно точно говорят – что лето закончилось. Лето, когда мужчины ходили в гавайских цветастых рубашках, а женщины – в таких же ярких купальниках. Лето с характерными этому времени года буйными красками, фруктами, морем и солнцем. Так что спокойные чёрно-белые цвета – это просто напоминание: пора за работу. И ещё: от лета люди устают также как от зимы или осени. И даже от весны можно устать. Хотя, казалось бы…
Стоит ли отвергнуть все эти нетрадиционные индикаторы как псевдонаучные? Вовсе нет. Даже если они псевдонаучные. Ведь наука так и развивается – предположение, гипотеза однажды становится истиной и аксиомой. Или не становится. Что также является научным результатом. Просто однажды люди научатся интерпретировать длину, цвет. Но эта интерпретация вовсе не обязательно должна быть линейной, а корреляция вовсе не очевидной. Просто мир стал слишком сложным.
обсуждение