Суббота, 23.11.2024
×
Гиперинфляция? Обвал рубля? Заморозка депозитов? Падение биржи? Потеря доходов? | Ян Арт. Finversia

Finita la ИИС

Аа +
+5 -0
Федор Чайка,
обозреватель Finversia

Минфин настаивает на закрытии ИИС-1 как маркетинговой акции и как стартапа.

Разговоры о том, что ИИС первого типа (типа А) «пора закрывать», начались ещё весной 2019 года. Тогда, напомним, Алексей Моисеев, заместитель министра финансов, впервые прояснил позицию своего ведомства относительно ИИС: минфину ИИС-1 «никогда не нравился»:

– Это некий кредит на получение дохода, который ещё не получен, – пояснил чиновник.

Эти слова были чистой правдой, поскольку сама конструкция по получению налогового вычета в размере 13% была построена так, что инвестор мог получать по 52 тысячи рублей ежегодно в течение трёх лет. Об этом много говорили тогда, иногда даже не стесняясь публично приводить подробные и, надо отметить, совсем несложные инструкции про то, «как выжать из ИИС всё до последней капли» и «как выжать из государства все льготы до капли». В случае, если инвестор ежегодно вносил на счёт максимальную для возврата налога сумму в 400 тысяч рублей и покупал на них совершенно безрисковые ОФЗ, то общая доходность за этот срок могла бы составить 250 тысяч рублей, подсчитал мой коллега. Тогда, в мае 2019 года, когда были сделаны эти подсчёты, средняя купонная доходность трёхлетних ОФЗ была немногим выше 8%. Сегодня, к слову, размер купона приблизительно такой же, так что цель в 250 тысяч остаётся актуальной.

Таким образом, закрыть ИИС-1 могли ещё в 2019 году, но к счастью – в определённом смысле – уже в следующем году случилась пандемия и одновременно начался бум частных инвестиций. И про отмену ИИС-1 как-то забыли, но скорее – просто отложили вопрос до лучших времён. Однако спустя некоторое время, когда с коронавирус таки победили, дискуссии и общественные брожения по нашей теме возобновились с новой силой. Но уже под другим углом. Про схемы получения от государства налоговых вычетов говорить перестали, а вот про то, что «не мешало бы отменить льготы тем, кто покупает на ИИС иностранные ценные бумаги», стали говорить всё чаще. Тогда, помнится, экспертное сообщество разделилось на два лагеря: за и против.

«Рынок ИИС за последние три года по количеству счетов вырос более, чем в 7 раз, а по деньгам – в 13 раз»

Но что здравый смысл возобладал и в тот раз – было бы совсем дико отменять ИИС в разгаре бума частных инвестиций. За какие-то 3-4 года число брокерских счетов выросло с 1 млн до 20 млн. Конечно, не так быстро росли активные счета, но всё же. Если весной пандемийного 2020 года хотя бы одну сделку совершали порядка 400-500 тысяч человек, то уже весной-летом 2021 года – порядка 1,8-2 млн. Темп был задан высокий, и ещё год спустя, в 2022 году, несмотря на известные события с мораторием на торги в марте и прочими чёрными лебедями, ежемесячные операции делали уже 2,1-2,4 млн человек.

Не менее впечатляющими темпами росли и наши ИИСы. Так, по итогам 2018 года граждане инвестировали в ИИСы порядка 120 млрд рублей. К маю 2019 года по данным НАУФОР было открыто около 800 тысяч индивидуальных счетов. А вот в следующие три года начался уже вертикальный взлёт показателей. По итогам ноября 2022 года количество ИИСов достигло 5,7 млн (!), а оборот с начала года составил 1,6 трлн рублей.

Все эти цифры с собрал для того, чтобы не быть голословным: проект с ИИС – это, возможно, самое лучшее, что случалось с минфином, Банком России и Госдумой в плане развития финансового рынка. Конечно, ещё и СПБ-биржа. Тут хотя бы не мешали.

Да, такое случается редко, но случается. По эффекту проект с ИИСами можно сравнить с запуском Системы страхования вкладов (ССВ) в 2005 году, когда раз и навсегда было покончено с такими жуткими явлениями, как набеги вкладчиков, эффект домино и массовое банкротство банков. Только с началом работы ССВ государство, наконец, вернуло доверие людей к банковской системе, в банки рекой потекли деньги граждан вкладчиков, а в экономику – деньги банков, начался расцвет финтеха, а отечественные банки по цифровизации и уровню сервиса смогли вырваться вперёд планеты всей. И это истинная правда.

А могло ли случится нечто похожее и со вторым удачным проектом государства в финансовой сфере? Такой рецидив, своего рода?

Проект с ИИСами, как мы уже пояснили выше, изначально задумывался как маркетинговая акция: «Минус 13% на первый заказ». Или как образно выразился замминистра финансов, ИИС – это был стартап. Но мы знаем, что стартапы закрывают, когда они не оправдали доверие акционеров. А когда стартап удался – а он не просто удался, а многократно превысил все даже самые радужные ожидания, его развивают, не скупятся на всё новые и новые вливания.

Бум частных инвестиций, очевидно, подходит к концу. Недавно в НАУФОР заявили, что россияне охладели к рынку и виной тому не санкции, не заморозка счетов и даже не падение котировок, а вот те самые планы властей по отмене льгот. Отменить их сейчас минфин имеет полное моральное право, потому что бюджет дефицитный, а структурная перестройка экономики в связи с санкциями продлится ещё несколько лет.

Но какова цена вопроса? Стоит ли игра свеч? Налоговый вычет делается не из федерального бюджета, а из бюджетов субъектов РФ. Например, по итогам 2020 года сумма возврата налога по ИИС-1 из бюджета Москвы составила около 800 млн руб. Тогда расходная часть бюджета, напомним, составила 2,104 трлн рублей. При этом часть средств от 800 млрд рублей была возвращена в виде налогов на доходы инвесторов при закрытии ИИС-1, в виде увеличения налоговой базы на прибыль брокеров, управляющих и организаторов торговли.

А о каких суммах идёт речь в масштабах всей страны? Тоже можно посчитать. В докладе ЦБ приведены интересные цифры: средняя сумма на ИИС в начале 2022 года была 98 тысяч рублей, в конце третьего квартала – 65 тысяч рублей. Возьмём среднюю и посчитаем, сколько будет потрачено из бюджетов всех субъектов в виде возврата 13% НДФЛ. Получится около 63 млрд рублей. На всю страну.

«Проект по запуску индивидуальных инвестиционных счетов – это, возможно, самое лучшее, что случилось в России с Минфином, Банком России и Госдумой»

Это много или мало? Учитывая, что эта сумма размазана по десяткам бюджетов? Понятно, что доля Москвы, Подмосковья и пятёрки городов-миллионников составляет не менее 90% – это они несут основную нагрузку. Но вот что странно: я не слышал жалоб ни из правительства Сергея Собянина, ни из правительства Александра Беглова (Санкт-Петербург), ни от других.

Помните, правительство всем нам, у кого дети младше 16 лет, во время пандемии выплачивало по 10 тысяч рублей? Причём дважды. Так вот, тогда суммарно минфин выделил на это порядка 450 млрд рублей. Или взять наш любимый Крымский мост, стоимость которого составила чуть менее 230 млрд рублей.

Ещё один нюанс. Из доклада ЦБ видно, что началась постепенная демократизация фондового рынка: количество счетов-мультимиллионеров сокращается, а вот клиентов с умеренными депозитами становится всё больше. Дело пошло, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Именно этой категории инвесторов и нужны налоговые вычеты. Ведь понятно, что для счетов, которые исчисляются десятками миллионов рублей запирать свои средства на 3 года, получая взамен 250 тысяч, не имеет смысла. А вот получить в год 11 тысяч рублей на депозит, объёмом в 65-98 тысяч рублей – уже совсем другое дело. Инвесторы с такими депозитами и пришли на фондовый рынок – попробовать его на вкус. К слову, типичный инвестор с ИИС – это мечта наших властей. Он идеальный и для минфина, и для минэкономразвития, и для ЦБ. Потому, что большую часть средств средний инвестор с ИИС держит в облигациях и фондах. Это именно то, чего власти так давно добиваются. Потому, что облигации – это инструменты куда надёжнее акций, а о развитии индустрии коллективных инвестиций (фондов) и пассивном подходе представители регулятора уже оскомину себе набили на язык.

Иными словами, именно в тот момент, когда на рынке только-только наметились качественные изменения, власти хотят прервать процесс. Ещё можно понять решение ЦБ о запрете покупать иностранные ценные бумаги из недружественных стран неквалифицированным инвесторам. Потому, что это действительно небезопасно – иностранные депозитарии в одночасье заморозят твой депозит и доказывай потом, что ты не верблюд.

Немного обнадёживает заявление, которое недавно сделал Анатолий Аксаков, глава Комитета по финансовому рынку Госдумы, на финансовом марафоне Finversia. По его словам, «отмена ИИС – это информационные вбросы», а решение ещё не принято. Судя по его реакции на вопрос о возможной отмене ИИС-1, вопрос сложный и болезненный. Так что, надежда есть.

Редакция Finversia.ru может не разделять точку зрения авторов,
материалы которых опубликованы в рубрике «Оценки».

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Экономическая статистика 25 ноября – 1 декабря 2024: ожидания Экономическая статистика 25 ноября – 1 декабря 2024: ожидания Мировые рынки, выступления, отчеты, анонсы событий. Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Ноябрьский PMI сигнализирует об ускорении экономического роста США Индекс деловой активности (PMI) в США достиг 31-месячного максимума, составив 55,3. Этот показатель не только превзошёл октябрьский результат в 54,1, но и оказался самым высоким с апреля 2022 года, внушая надежды на ускорение экономического роста. Основные драйверы улучшения — ожидания более мягкой денежно-кредитной политики, а также оптимизм бизнеса, связанный с избранием Дональда Трампа президентом, который обещает поддержку предпринимательства. Алексей Родин: Новые санкции и эскалация конфликта Алексей Родин: Новые санкции и эскалация конфликта Главное за неделю.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)