При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Или почему нынешний кризис продлится долгие годы
Вторая волна кризиса, о неизбежности которой так долго говорили финансовые аналитики, началась. За цифрами и доказательствами далеко ходить не надо – они в ежедневных новостях, вместе, кстати, с новостями о появлении вакцины. Или лучше будет говорить о вакцинах разных производителей.
Неприятно и тревожно. Тревоги от нехороших ожиданий больше, чем тревоги от цифр заболевших и умерших – людей, компаний и даже целых отраслей экономики. Такое ощущение, что этот кризис изменит мир несколько иначе, чем все предыдущие. И тут очень уместной будет расхожая фраза «В этой раз будет всё по-другому!» – всякий раз вспоминается этот насмешливый мем, когда очередной демагог от мира «финансов» пытается убедить доверчивую публику в том, что будущее не похоже на прошлое.
Да, в этот раз не похоже – давно человечество не сталкивалось с таким отчаянием. Во многих странах в этом году уровень смертности существенно превысит уровень рождаемости: власти – и не только в России – всеми возможными способами стараются занизить уровень смертности, который связан с коронавирусом. А именно ковид и стал не столько прямой, сколько косвенной причиной десятков и сотен тысяч смертей этими весной и летом. И вот – вторая волна набирает силу.
В США с честностью намного лучше и появляются новости, что во многих округах разных штатов уровень суицидов превысил уровень смертей непосредственно от ковида. Люди сводят счета с жизнью не только из-за того, что потеряли работу и нечем кормить семью. Мы ведь социальные животные – нам необходимо время от времени находится рядом друг с другом, пожимать руки, хлопать по плечу, обнимать и обниматься. Речь не только о потребности в тактильных ощущениях, но и в разного рода флюидах и запахах, которые Zoom передать пока не в состоянии.
Но карантин-то сняли, скажете вы – обнимайся не хочу! Да, только существенная часть сотрудников так и осталась работать из дому. Пессимизм множится и в России – по данным ВШЭ он заразил средний класс – общность, которая то ли есть, то ли она плод воображения социологов. Ведь их в университете так и учили: есть богатые, есть бедные, а есть – средний класс. Даже если его и нет. Но пессимизм то точно есть!
И ещё есть ощущение бесконечной пандемии и страх перед вторым принудительным карантином. Третьим, четвёртым... Что тонко подметил Роберт Шиллер, профессор экономики Йельского университета, Нобелевский лауреат и очень авторитетный – потому что умный и наблюдательный – дядька. Что редкость даже в этой нобелевской тусовке, особенно когда речь заходит о неточных науках, а обо всяких там гуманитарных, в том числе о науке «об установлении мира» (премия за мир, то есть).
Так вот, Шиллер считает, что кризис может затянуться на годы «из-за причиненного им психологического ущерба». И статистика лишь подтверждает эти опасения: экономический ущерб от коронакризиса в настоящее время оценивается $16 трлн, что на 60% больше, чем это было в памятном 2008 году. А что принесёт вторая волна? Страшно представить… Ключевое слово тут – «страшно».
Пишут, что на сберегательных счетах американцев скопилось около $1 трлн – люди складывают помощь от правительства в кубышку и, судя по всему, тратить деньги пока не торопятся. Потому что что? Правильно – потому что страшно! От того, что день грядущий нам принесёт. А он не принесёт ничего хорошего. И какая тут может быть инфляция? Только падение ставок и только дальнейшее падение спроса. В Москве после карантина не открылась половина общепита. Ну, плюс-минус.
Вы где-нибудь читали возмущенные посты про то, что сходить некуда, поесть негде? А таких постов просто нет – отряд не заметил потери бойца. Эта половина была лишней и держалась на честном слове. Так бывает и особенно в последнее наше излишне стремительное время («чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее»): множество бизнесов уже умерло, но не понимают этого, всячески придумывая оправдания. Фактическая смерть – запись в реестре – таких бизнесов дело времени, иногда месяцев, а порою и лет. Кстати, такой зомби-бизнес может быть даже прибыльным. Но мы знаем, что прибыль – не показатель, а всего лишь условие для выполнения обязательств. Главный показатель – востребованность услуг и продуктов компании завтра. К слову, в этом секрет Tesla. А может и не только в этом. Tesla – пример противоречивый, слишком много к ней вопросов. Но факт есть факт – бешеный спрос на акции компании наряду с бешеными же убытками в отчётностях. Правда последние несколько кварталов компания показывает прибыль... Но мы знаем, что прибыль...
Вернёмся к Шиллеру. Мне нравится, когда он сравнивает нынешний кризис с 30-ми годами прошлого столетия. Тогда десятилетие до начала Второй мировой войны было омрачено бесконечной и беспробудной депрессией. Потому так и назвали тот кризис. Помните памятник Великой Депрессии? Вот он – острее любых глаголов и существительных.
Анализируя кризис 2008 года, Шиллер написал книгу «Narrative Economics» (Нарративная экономика), где показывает, как широко распространенные убеждения управляют экономикой. Понимаете, да? Не ФРС, не регуляторы всех уровней и даже не Владимир Путин…а ожидания обычных граждан. Я вот подумал, что тут и зарыта собака. В пропасти между социологическими опросами, результатами голосования и... реальностью. Бинго! Как не управляй общественным мнением традиционными вечерними звонами, как не переписывай историю, но хтоническую реальность не изменить.
Ресурс для популярных решений – вроде тушения огня бумажными ассигнациями – заканчивается, иссякает, как песок в песочных часах. Неумолимо. И наступает время для непопулярных решений – вроде расшивки государственных долгов, например, и не только.
Вообщем, winter is coming. Да и лето заканчивается, а жаль.
обсуждение