При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Как люди стали лёгкой добычей для роботов.
Простите великодушно, но и я не мог удержаться от подведения итогов прошедшего года. Обещаю не давить цифрами, перечислением тикеров и прочей тяжестью людей, переживших новогодние праздники. Раз человек смог пережить русский Новый год, с ним нужно нежно, с пониманием, тактично – минералочкой, морсом, овсянкой. Ох, ладно, шучу. Собственно я не про итоги, а про некий фундаментальный перелом, который случился на рынке, но не в плане каких-то там движений курсов, индексов, котировок ценных бумаг. Я про смену парадигмы.
Смена парадигмы случилась не вчера, не в прошлом году и даже не три года назад, но есть ощущение, что именно прошлый год стал переломным. И рынка, который мы знали, больше нет. Я про алготрейдинг, про высокочастотную торговлю и про робосоветников, которые изменили рынок и теперь правят на нём бал. Про это было много сказано, созывались конференции, посвященные торговле с помощью программ. В основном всё сводилось к тому, что «ничего страшного», «их ещё мало», «они приносят больше пользы, чем вреда». Были и прочие успокоительные мантры. Для…эээ…скажем так, неискушенных инвесторов и инвесторов-новичков. Ну, вы поняли.
Много шуму наделало интервью со Стэнли Дракенмиллером, который одно время управлял активами Джорджа Сороса и других миллиардеров и который сам давно является легендой рынка, гуру. По его словам, из-за алготрейдеров теперь рыночные сигналы практически не читаются. Если раньше можно было понять, куда двинется рынок после определённых событий, то теперь это невозможно. Теперь рынком управляют роботы, которым «всё равно»: они не боятся, не делают пауз, не выжидают, не уходят «в кэш».
Эмоции инвестора-человека для инвестора-робота лёгкая нажива. Падение рынка может прекратиться в любой момент и начаться бурный рост. Вчера было падение, сегодня будет коррекция? Вы так думаете? Теперь нет! Теперь нет никакой логики, кроме той, что зашита разными людьми в разные программы. Логику эту понять ещё сложнее, чем логику инвестора-человека – одновременно и иррационально-спонтанно-амбивалентную, но и последовательно-продуманно-просчитанную. Не зря же говорят, что разработчики, например, скоринговых программ, сами не могут понять, почему машина приняла то или иное решение. Но даже если и не мистифицировать возможности пресловутого искусственного интеллекта, которого нет, а есть лишь машинное обучение, то всё равно ясно: как работают машины нам известно всё меньше и меньше. А как уж они работают друг против друга на той бирже известно ещё меньше.
Что же делать? Стэнли Дракенмиллер провозгласил новую эру «buy and hold»: противопоставить машине можно только инвестора, который купил дёшево хорошую компанию. Дракенмиллер не открыл Америку – вот уже много месяцев в мире процветают брокеры нового поколения. На Западе это Robinhood, в России – Тинькофф Банк. И тот и другой своей целевой аудиторией считают миллениалов – тех, кто родился, условно, в 90-е годы. Им сейчас 25-30 лет, у них появились свободные деньги, но – главное – им совершенно не хочется разбираться в многочисленных комиссиях брокеров, в фундаментальном или техническом анализе, в коэффициентах Шарпа, Бета, дисконтированных потоках, а также знать, кто такой Гарри Марковиц.
Лучше всего про инвестора нового типа рассказал Александр Емешев, вице-президент Тинькофф Банка по разработке новых продуктов. По его словам, на первую сделку инвестор тратит 25-30 тысяч рублей, он инвестирует в «простые и понятные вещи, скажем, акции Сбербанка и очень любит робоэдвайзера». Емешев настаивает, что сегодняшний инвестор хочет играть «вдолгую» и ему по силам заплатить высокую – по меркам классических брокеров – комиссию в 0,3% от суммы сделки (минимум – 99 рублей). Robinhood, кстати, зарабатывает не на этом – а на спредах и маржинальном кредитовании. А ещё, как утверждают некоторые американские финансисты (может конкуренты злые?), Robinhood продаёт данные о позициях всё тем же высокочастотным трейдерам. Ну, то есть, чтобы роботы нажились на живых людях, отработав неэффективности.
В случае с Тинькофф это пока невозможно. Несмотря на то, что банк привёл на Московскую биржу в прошлом году больше всего инвесторов и, несомненно, покажет рекорд и в наступившем году. Действительно, число открытых счетов через приложение Тинькофф Банка поражает воображение, измеряется многими десятками тысяч за каких-то полгода. Но для нормального заработка роботам пока этого мало. Какой бы международный финансовый центр мы не строили, российская биржа будет оставаться на мировой периферии ещё очень долго. Просто потому, что экономика у нас такая, которая все больше напоминает то ли венесуэльскую, то ли иранскую, то ли и вовсе северокорейскую.
Получается, Дракенмиллер, Олег Тиньков, Байджу Бхатт и Влад Тенев (основатели Robinhood) говорят об одном и том же? О том, чтобы противопоставить безжалостным машинам стратегию «купи и держи»? Да, именно так и говорят. Забывая, правда, добавить, что никакого инвестирования «вдолгую» больше нет. Роботам это не интересно – им интересно разогнать бумагу, зафиксировать прибыль, потом разогнать другую и повторить операцию. Надежды, что миллениалы смогут вовремя «соскочить» с подорожавшего Сбербанка нет никакой. Особенно, кстати, умиляет слоган в рекламе от Тинькофф: «Можете купить акций хоть на 100 рублей». Друзья, «на 100 рублей» – это не инвестиция, это просто баловство.
Уже очень скоро десятки тысяч пользователей «новых брокеров» постигнет глубокое и горькое разочарование в «новой парадигме» и в новомодных игрушках со всеми этими робосоветниками. Я согласен с Михаилом Хановым, руководителем «Алго Капитал», который говорит, что робосоветники – это попытка заманить широкие массы инвесторов на рынок. И эта попытка всегда заканчивается полной или частичной потерей вложенных денег. Эти деньги у новых инвесторов заберут машины с помощью робосоветников.
обсуждение