При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Или почему закон о категоризации инвесторов в версии ЦБ не так уж и плох.
Скандальный законопроект о категоризации инвесторов отправили в отпуск – второе и третье чтение состоится только осенью. Значит, есть время разобраться в доводах «за» и «против» – несмотря на то, что из каждого утюга нам рассказывают о «плохих ребятах из ЦБ», которые не спят – хотят на корню извести начинающего частного инвестора. Больше (громче) всех стараются наши доблестные брокеры и банки, с прошлого года получившие брокерские лицензии. Давайте попробуем по порядку разобрать каждый из аргументов из лагеря «Шеф, всё пропало!», тем более, что ни одного аргумента из уст представителей регулятора до нас так и не дошло. Я говорю о знаковой встрече руководства ЦБ с руководителями брокеров и глав профессиональных ассоциаций вроде НАУФОР и НФА. СМИ в изобилии цитируют брокеров, но ни словом не упоминают о позиции регулятора. В Банке России почему-то решили пренебречь общением с прессой по такому важному для всех вопросу. Само по себе это грустно, потому что в таком случае все продолжат писать про «злобных цэбэшников во главе с дядькой Швецовым». Так ведь как по-другому-то? А что думать ещё? Если у вас, господа из ЦБ, не нашлось времени и доброй воли популярно донести до народа причины тех или иных решений?
Итак, первым камнем преткновения стали иностранные акции. Моя позиция тут патриотичная: а почему бы и нет? Часто можно услышать – мол, почему нам регулятор указывает, чего покупать, а чего нет? Почему инвестор из категории «особо защищаемых» должен покупать, чего ему укажут, а не чего хочется? Да потому, господа, что мы живём в России, и неплохо бы хоть таким образом поддержать капитализацию наших компаний. К слову, в первом и втором котировальном списках кроме «голубых фишек», акций, которые у всех на слуху, довольно много бумаг. Я специально посчитал: 77 бумаг. Думаю, это совсем немало для формирования портфеля. Да, хотелось бы несколько тысяч, как на американском рынке. Но сколько есть. Много ли можно заработать на российских акциях, спросите вы? Управляющие с сервиса автоматического повторения сделок comon.ru (что принадлежит Финаму) показывают сотни процентов годовых. При этом стратегия, которая принесла инвесторам за полтора года более 141% доходности, доступна для следования, начиная с суммы в 30 тысяч рублей, и имеет самое большое количество подписчиков.
А часто ли начинающие инвесторы покупают иностранные акции? Давайте заглянем в отчёт НАУФОР за 2018 год. В структуре активов, которые покупали владельцы брокерских счетов (кроме ИИС), преобладают российские акции – 25%. Второе место за еврооблигациями с долей в 23%, у корпоративных рублёвых бондов и ОФЗ суммарно почти 30%. Теперь давайте возьмём ИИС. В структуре активов доля российских акций составила в 2018 году 28%, а в 2017 году было под 40%. На долю ОФЗ и рублёвых бондов пришлось 31%, пятая часть портфеля размещена в валюте.
Что изменится со вступлением в силу закона? Да практически ничего. ЦБ просто легализовал сложившиеся на рынке практики. А теперь ЦБ принудительно перенаправит 5-7%, которые начинающие инвесторы направляли на покупку условной Tesla, в российские акции. И сделает правильно. А ещё хорошая новость заключается в том, что теперь, если у тебя на счёте нет 400 тысяч рублей, тебе ну никак и никто не разрешит сделки с плечом и сделки со срочными контрактами. И сделают совершенно правильно. Я думаю, что на такой шаг регулятор пошёл не от хорошей жизни: много лет ЦБ убеждал брокеров «навести порядок» и прекратить продавать сложные продукты новичкам. То есть заниматься тем самым мисселингом. Но не послушали, и в итоге регулятору пришлось принудительно ввести ограничения. Чем можно объяснить, что средний срок жизни среднего клиента у брокера составлял долгие годы по несколько месяцев? И лишь недавно этот срок стали расти – по словам, например, Айши Кубезовой из БКС средний срок жизни клиента в её компании превысил 2 года. Зато после вступления в силу закона начинающие инвесторы будут жить куда дольше.
Теперь о самой сумме в 400 тысяч рублей. Возражения были следующими: мол, прибыльными счета (более 50% счетов) становятся, когда сумма на депозите превышает 160 тысяч рублей (оценки НАУФОРа). Вот и отлично, а теперь регулятор сделал двойной запас прочности. Как говорится, не лишним будет потренироваться на кошечках по второму кругу. Куда и зачем спешить? Разве задача стоит, чтобы как можно быстрее вырастить инвестора? И дать ему возможность покупать фьючерсы? Нет, задача как раз состоит в том, чтобы не пустить туда всех подряд. А ведь банки-брокеры повсеместно крутят рекламу, рассказывая нам, что «Инвестиции – это просто, берите 100 рублей и покупайте Coca-Cola». Зачем разрешать неподготовленному человеку покупать, «что хочется»? Неужели у новичка больше компетенций, чтобы оценить бизнес Alphabet , чем бизнес Яндекса? Все так хорошо стали читать по-английски? Знают, где на сайте SEC искать отчёты? Я уже не говорю о том, что на нашем рынке можно найти, как минимум, 15 эмитентов, которые платят 10-процентную дивидендную доходность при средней дивидендной доходности на западных рынках в 2-3%.
Вот за что стоит поругать ЦБ, так это за то, что экзамены для попадания из уровня в уровень разрешили принимать самим брокерам. Это автоматически понижает статус экзамена. Я не хочу никого обидеть, но, согласитесь, не зря же в приёмные комиссии приглашают независимых, уважаемых в обществе, в бизнесе людей? Зачем давать право принимать экзамены тем, кто заинтересован в будущих клиентах? Более того, результаты экзаменов должны быть шокирующими – такими, как растущее число отказов в кредитовании со стороны банкиров. На каждые 100 заявок, необходимо как минимум 50 отказов.
Что ещё меня поразило – так это результаты голосования на сайте одного из популярных брокеров. Читателям (инвесторам) предлагалось не только проголосовать, но и в комментариях обосновать свою точку зрения. Я рассчитывал, что противников закона от ЦБ будет в десятки раз больше, чем сторонников. Но, оказалось, что их соотношение 3 к 1. Но это ещё не все: аргументы сторонников изобилуют цифрами, аналитикой, а вот аргументы противников – эмоциями. Как тут не вспомнить любителей хамона и пармезана? Пожертвовав гастрономическими предпочтениями крайне узкой прослойки городских буржуа, мы всерьёз поддержали отечественное сельское хозяйство. Да, с перегибами, да, половинчато, да, можно было сделать лучше. Но так, что спустя 5 лет на рынке стали появляться вполне сносные твёрдые сорта.
Я считаю, что именно на этапе бума стоит жёстко ввести ограничения. А не так, как у нас любят – ввязаться в драку, а потом уже разбираться, что к чему. А ещё расстраивают заявления представителей брокеров о том, что ограничения легко обойти, можно открыть счёт у иностранного брокера («У нас, кстати, есть именно такой»). Вот зачем?! Бум частных инвестиций не остановить никакими ограничениями. Произошло то, о чём давно мечтали большевики – терминал пробрался в наш смартфон и теперь управлять этим терминалом не сложнее, чем микроволновкой. «Особо защищаемым» инвесторам доступен вполне себе широкий выбор из большого класса активов, из которого можно сформировать сотни адекватных риску конфигураций. И что плохого в том, что на органический рост портфеля до искомых 400 тысяч рублей теперь будет уходить больше времени? Тише едешь…
обсуждение